Skip to main content

Заказать Проект НДВ

который пройдет все необходимые согласования

Что такое Проект НДВ

Это документ, в котором предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ для стационарных источников на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Кому необходим

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на объектах НВОС (в зависимости от категории).

Регламентируется

  1. Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ « Об охране атмосферного воздуха ».
  2. Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7‑ФЗ « Об охране окружающей среды ».
  3. Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273 « Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе ».
  4. Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581 « Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ».

Этапы разработки

Проект НДВ

Проведение инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Проект НДВ

Проведение лабораторных (инструментальных) замеров промышленных выбросов (при необходимости).

Проект НДВ

Расчет НДВ. Разработка и согласование мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях.

Проект НДВ

Получение экспертного заключения, выданного аккредитованными организациями и (или) должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.

Проект НДВ

Получение санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Роспотребнадзором.

Проект НДВ

Утверждение нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух Росприроднадзором (в зависимости от категории объекта
НВОС).

Расчет ПДВ, НДВ
Чем отличается ПДВ от НДВ ?

Исторически сложилось так, что словосочетание « предельно допустимый выброс » использовалось, в основном, в контексте проектов предельно допустимых выбросов. Это было связано с тем, что такой термин цитировался в Федеральном законе № 7‑ФЗ в старой редакции.

В 2014–2016 годах были внесены законодательные изменения и введена категорийность объектов по степени их негативного воздействия, вследствие чего на смену ПДВ пришел НДВ.

ПДВ – проект (предельно) допустимых выбросов (загрязняющих веществ в атмосферу).

Неотъемлемой частью проекта ПДВ, разрабатывать который было необходимо всем, у кого есть источники выбросов, был расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ). Итогом разработки проекта ПДВ являлось получение разрешения на выброс, которое выдавал Росприроднадзор.

Нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.
Нормативы допустимых выбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

Согласно приказу Минприроды России от 11.08.2020 № 581 « Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух » разрабатывать нужно проекты (или производить расчеты) НДВ, а не ПДВ. Но термин ПДВ остался и используется до сих пор.

Что определяют во время расчетов НДВ/разработки проекта НДВ ?

Производится определение технических процессов, устройств, оборудования предприятия выбрасывающего загрязняющие вещества в атмосферный воздух. Определяются качественные и количественные показатели выбросов. 

При разработке нормативов допустимых выбросов рассчитываются как выбросы от имеющихся производственных мощностей конкретного предприятия, так и выбросы на 7‑летнюю перспективу компании. 

В зависимости от сезона нормативы допустимых выбросов могут меняться, что особенно актуально для компаний, имеющих собственные котельные, когда потребление тепла различно в зимние/летние месяцы. 

Предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу определяются не только для всех источников выбросов индивидуально, но и для предприятия (компании) в целом.

Нужно ли согласовывать в государственных органах НДВ для объекта ОНВ III категории ?

Согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. № 2055 « О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух » нормативы считаются утвержденными при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, выдаваемого Управлением (или территориальным отделом) Роспотребнадзора в соответствии с административным регламентом на основании экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, выдаваемого экспертными организациями, имеющими аттестат аккредитации в соответствующей области.

Какие документы нужно предоставить для разработки НДВ ?

Для разработки проекта НДВ/ПДВ потребуются следующие данные об организации :

  1. Документы, определяющие статус организации.
  2. Краткие сведения о предприятии (технология производства, перечень участков и структурных подразделений предприятия).
  3. Свидетельства (ИНН, ОГРН, ЕГРЮЛ и проч.).
  4. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, находящееся в собственности юридического лица, или договоры аренды недвижимого имущества.
  5. Правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся в хозяйственном ведении.
  6. Временной режим работы предприятия, количество рабочих дней в году.
  7. Данные о технологических процессах предприятия.
  8. Карта-схема предприятия.
  9. Предыдущая разработанная и утвержденная природоохранная документация в области охраны окружающего воздуха.
  10. Инвентаризация источников выбросов (если инвентаризация не была включена в перечень услуг по договору разработки проекта НДВ).
  11. Копии протоколов инструментальных замеров на источниках выбросов компании (если замеры не были включены в перечень услуг по договору разработки проекта НДВ).
  12. Основные характеристики установленного оборудования.
  13. Справка о наличии/отсутствии автотранспортных средств на балансе предприятия. При наличии автотранспорта на балансе необходимо перечислить его количество по маркам и характеристики.
  14. Паспорта газоочистного и пылеулавливающего оборудования (при их наличии).
Срок действия проекта НДВ

Для объектов I и II категории проект нормативов допустимых выбросов действует 7 лет, при условии того, что за это время на предприятии не менялся технологический процесс.

Для объектов I категории выдается разрешение на выброс или комплексное экологическое разрешение.

Для объектов II категории оформляется декларация о негативном воздействии на окружающую среду, которая направляется в Росприроднадзор.

Для объектов III категории срок действия нормативов допустимых выбросов не превышает 7 лет при неизменности технологических процессов.

Что включает в себя проект НДВ ?

Как правило, Проект НДВ включает в себя следующие разделы :

  1. Сведения о разработчике и исполнителях.
  2. Основные термины, определения и сокращения.
  3. Введение.
  4. Общие сведения о хозяйствующем субъекте.
  5. Характеристика хозяйствующего субъекта как источника загрязнения атмосферного воздуха.
  6. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования.
  7. Перечень источников выбросов загрязняющих веществ.
  8. Характеристика газоочистного оборудования.
  9. Перспектива развития предприятия.
  10. Характеристика аварийных и залповых выбросов.
  11. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.
  12. Перечень загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.
  13. Перечень загрязняющих веществ, для которых разрабатываются предельно допустимые выбросы.
  14. Обоснование полноты и достоверности исходных данных.
  15. Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
  16. Режимы работы ИЗАВ и их временные характеристики при нестационарности выбросов на существующее положение.
  17. Характеристика одновременности работы оборудования при нестационарных выбросах.
  18. Сведения о стационарных источниках и выбросах (на момент разработки предельно допустимых выбросов).
  19. Проведение и анализ расчетов рассеивания выбросов и расчет значений предельно допустимых выбросов.
  20. Метеорологические характеристики и параметры, определяющие условия рассеивания.
  21. Краткая характеристика физико-географических и климатических условий территории.
  22. Значения фоновых концентраций примесей в атмосферном воздухе.
  23. Результаты расчетов максимальных приземных концентраций вредных веществ.
  24. Перечень стационарных источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух (максимально разовая концентрация (ПДК м.р.)).
  25. Перечень стационарных источников с наибольшим воздействием на атмосферный воздух (среднесуточная концентрация (ПДК с.с.)).
  26. Источники, дающие наибольшие вклады в загрязнение атмосферы на охранной зоне.
  27. Анализ результатов расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.
  28. Мероприятия по снижению негативного воздействия выбросов хозяйствующего субъекта на атмосферный воздух и оценка его достаточности.
  29. Сведения о санитарно-защитной зоне.
  30. Предложения по нормативам выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
  31. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по конкретным стационарным источникам выбросов и загрязняющим веществам.
  32. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие. 
  33. Карты-схемы размещения предприятия с нанесением границ земельного участка, санитарно-защитной зоны, ближайших нормируемых территорий и источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ).
Обязательно ли разрабатывать инвентаризацию выбросов для проекта НДВ ?

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – один из первых шагов при разработке НДВ. Инвентаризацию выбросов необходимо проводить всем предприятиям (компаниям) или организациям, которые имеют выбросы в атмосферный воздух. 

Согласно приказу Министерства природных ресурсов от 19 ноября 2021 года № 871 « Об утверждении порядка проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников », срок повторного проведения инвентаризации – один раз в 5 лет.

Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случае изменения технологических процессов.

За несоблюдение требований по проведению инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу возможен административный штраф до 100 000 рублей в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований) и до 80 000 рублей по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации).

Инвентаризация выбросов – это документ, который является основой многих проектов и отчетов (проект ПДВ/НДВ, план мероприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий ; программа производственного экологического контроля (ПЭК), отчет по производственному экологическому контролю, 2‑ТП Воздух, контроль выбросов по план-графику) поэтому важно, чтобы оказание услуги по проведению инвентаризации выбросов было выполнено качественно.

Расчет ПДВ, НДВ

Ответственность за нарушение законодательства

Ответственность за отсутствие проекта НДВ регламентируется : КоАП РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 года, 8 глава :

Статья 8.1.

Штраф для юридических лиц 20 000 — 100 000 рублей.

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Статья 8.5.

Штраф для юридических лиц 20 000 — 80 000 рублей.

Сокрытие или искажение экологической информации. 

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Статья 8.21.

Нарушение правил охраны атмосферного воздуха. 

Штраф для юридических лиц 180 000 — 250 000 рублей.

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Штраф для юридических лиц 80 000 — 100 000 рублей.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа.

Штраф для юридических лиц 10 000 — 20 000 рублей.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Примеры разработки проектов НДВ

Проект НДВ для Русвьетпетро

В июле 2022 г. специалисты ООО « Эконорм » завершили работы по разработке и согласованию нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов ООО « СК « РУСВЬЕТПЕТРО », расположенных в Ненецком автономном округе.