Проведение инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Проведение лабораторных (инструментальных) замеров промышленных выбросов (при необходимости).
Расчет НДВ. Разработка и согласование мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях.
Получение экспертного заключения, выданного аккредитованными организациями и (или) должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
Получение санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Роспотребнадзором.
Утверждение нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух Росприроднадзором (в зависимости от категории объекта
НВОС).
Исторически сложилось так, что словосочетание « предельно допустимый выброс » использовалось, в основном, в контексте проектов предельно допустимых выбросов. Это было связано с тем, что такой термин цитировался в Федеральном законе № 7‑ФЗ в старой редакции.
В 2014–2016 годах были внесены законодательные изменения и введена категорийность объектов по степени их негативного воздействия, вследствие чего на смену ПДВ пришел НДВ.
ПДВ – проект (предельно) допустимых выбросов (загрязняющих веществ в атмосферу).
Неотъемлемой частью проекта ПДВ, разрабатывать который было необходимо всем, у кого есть источники выбросов, был расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ). Итогом разработки проекта ПДВ являлось получение разрешения на выброс, которое выдавал Росприроднадзор.
Нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.
Нормативы допустимых выбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
Согласно приказу Минприроды России от 11.08.2020 № 581 « Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух » разрабатывать нужно проекты (или производить расчеты) НДВ, а не ПДВ. Но термин ПДВ остался и используется до сих пор.
Производится определение технических процессов, устройств, оборудования предприятия выбрасывающего загрязняющие вещества в атмосферный воздух. Определяются качественные и количественные показатели выбросов.
При разработке нормативов допустимых выбросов рассчитываются как выбросы от имеющихся производственных мощностей конкретного предприятия, так и выбросы на 7‑летнюю перспективу компании.
В зависимости от сезона нормативы допустимых выбросов могут меняться, что особенно актуально для компаний, имеющих собственные котельные, когда потребление тепла различно в зимние/летние месяцы.
Предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу определяются не только для всех источников выбросов индивидуально, но и для предприятия (компании) в целом.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. № 2055 « О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух » нормативы считаются утвержденными при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, выдаваемого Управлением (или территориальным отделом) Роспотребнадзора в соответствии с административным регламентом на основании экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, выдаваемого экспертными организациями, имеющими аттестат аккредитации в соответствующей области.
Для разработки проекта НДВ/ПДВ потребуются следующие данные об организации :
Для объектов I и II категории проект нормативов допустимых выбросов действует 7 лет, при условии того, что за это время на предприятии не менялся технологический процесс.
Для объектов I категории выдается разрешение на выброс или комплексное экологическое разрешение.
Для объектов II категории оформляется декларация о негативном воздействии на окружающую среду, которая направляется в Росприроднадзор.
Для объектов III категории срок действия нормативов допустимых выбросов не превышает 7 лет при неизменности технологических процессов.
Как правило, Проект НДВ включает в себя следующие разделы :
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – один из первых шагов при разработке НДВ. Инвентаризацию выбросов необходимо проводить всем предприятиям (компаниям) или организациям, которые имеют выбросы в атмосферный воздух.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов от 19 ноября 2021 года № 871 « Об утверждении порядка проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников », срок повторного проведения инвентаризации – один раз в 5 лет.
Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случае изменения технологических процессов.
За несоблюдение требований по проведению инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу возможен административный штраф до 100 000 рублей в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований) и до 80 000 рублей по ст. 8.5 КоАП РФ (сокрытие или искажение экологической информации).
Инвентаризация выбросов – это документ, который является основой многих проектов и отчетов (проект ПДВ/НДВ, план мероприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий ; программа производственного экологического контроля (ПЭК), отчет по производственному экологическому контролю, 2‑ТП Воздух, контроль выбросов по план-графику) поэтому важно, чтобы оказание услуги по проведению инвентаризации выбросов было выполнено качественно.
Ответственность за отсутствие проекта НДВ регламентируется : КоАП РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 года, 8 глава :
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев.
Сокрытие или искажение экологической информации.
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Нарушение правил охраны атмосферного воздуха.
1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа.
3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 4, оф. 314
Телефон 8 (8212) 72 00 30